//    Новая клоака рэпа.

    Новая клоака рэпа.

Солидная телега о том, имеет ли право искусство быть тупым, а рэп — быть искусством.


Хип-хоп ресурсы, все чаще публикующие и расхваливающие фрешменов, породили в интернете глобальные срачи, в которые до поры не хочется втягиваться. По большей части это представляет из себя следующее: люди, которым нравится хип-хоп, разделившись на два лагеря, забрасывают друг друга говном, все глубже погружаясь в немыслимую клоаку. Одни искренне верят в то, что в хип-хопе должен быть смысл, а вся эта бесовщина — это деградация, призванная провести на православной Руси перепись долбоебов. Вторые в корне не согласны с этим мнением и, задетые такими рассуждениями и доводами, пытаются первым вколотить абсолютно какую-то несуразную дичь, выдавая достижения и количества репостов своих кумиров за аргументы. В итоге сие действие превращается в настоящий карнавал, когда все участники действа, измазанные фекалиями, пытаются доказать собеседникам, что это не говно, а лечебные грязи. Но кто на самом деле прав? А неправы все. Подобное разделение — это апофеоз дебилизма. Так уж получилось в этом мире, что любой спор — это противоречие мнений, сталкивающихся в определенном контексте. Мнение основывается на фактах, знании и умении анализировать эти факты. Быть долбоебом — не мнение. А спорить о вкусах — это и есть долбоебизм. Но наша телега не об этом.

Как и в любом колоссальном сраче, однажды происходит такой момент, когда хочется высказаться по этому поводу самому, потому как, изучая суть изнутри (что, к сожалению многие ленятся сделать), вдруг постигаешь какую-то совсем сермяжную истину, пропитанную крестьянским потом и запахом водки, разлитой на клеенку. И все начинается с того, что рэп, как и любой другой жанр, нихуя тебе ничем не обязан. Он не должен нести тебе сакральные истины о мире, известные только совсем уж поехавшим визионерам. Он не обязан нести тебе смысл, поэзию, протест и даже рифмы. Он даже не обязан тебе нравится. И у тебя, посему, есть два варианта. Первый — очевидный до боли в жопе. Заключается он в том, что ты всегда можешь пройти мимо, как делаешь это регулярно. Ты же не стоишь на улице над лужой собачьей блевоты и не пытаешься убедить прохожих в том, что это деградация, безнравственная хуйня и вообще все, кому это нравится — плебеи и дегенераты. Есть и второй вариант, но для него нужны чуть более сложные загогулины в мозге: надо попробовать понять природу того, что тебе не нравится, и в итоге свободно выдохнуть, поняв, что именно тебе не нравится, и в чем проблема — в твоем отношении или в рэпе.

И раз ты читаешь это дальше, твой выбор пал на второй вариант. А потому я тебе предлагаю провести аналогию рэпа с абсолютно любой вещью, которую создает человек. Хорошую параллель можно провести с предметами интерьера. Осмотри свою комнату. Ну или где ты там сейчас находишься? Есть такие вещи в нашем интерьере, которые принято называть полезными. У меня, например, стоит стеллаж с книгами. Да, эти вещи несут какую-то суть, какой-то смысл конкретно для меня. Какие-то из них меня чему-то уже научили или учат сейчас, другие помогали мне в сложные периоды найти в себе силы жить дальше, а третьи просто разбавляли мой досуг и учили меня смотреть на мир через совершенно другие призмы. А ещё у меня стоит ебенячая башка Дарт Вейдера. Я в ней чай храню. Смысла в этом уже меньше, но есть практичность. Помимо этой пользы, шлем довольно симпатичный, надо сказать. И вот рядом с ним висят карты Средиземья и Валинора. И они не приносят никакой пользы, не развивают во мне никаких полезных навыков. Мне просто иногда нравится попялиться на них, ощутить себя частью этого мира, причастным к этому всему старцем, который однажды не умрет, а отправится к Илуватару дальше создавать свои мелодии. Вот такая же херня с рэпом. С какого вообще рожна он должен нести тебе протест или смысл? Почему он не может быть просто жирнейшим вайбом, проникающим в твое тело через ушные раковины. Вайбом, который помогает тебе ощутить себя кем-то другим? Каким-нибудь пафосным ублюдком, без которого ни одна туса состоятся не может? Или опасным типом, который везет в багажнике «поломанную мразь»? Просто когда тебе в руки попадается та же карта Средиземья, ты же не начинаешь сходу спорить с человеком о том, что это несуществующее место, а сталбыть автор карты — пиздабол? Вот и в хип-хопе не обязательно пытаться искать истину, покрытую мраком. Ты же понимаешь, да, что Фараон вряд ли барыжит наркотой, что между Фэйсом и твоей дамой вряд ли свершился однажды коитус, а Джимбо вряд ли куда-то врывается с узи? Просто попытайся понять, что не всегда слова, вылетевшие из чьего-то рта, обязательно должны тебе открывать чье-то тру.

Ни его слова. Ни его музыка. Ни те клипы, что он снимет, ни телеги из его инстаграма или твиттера. Даже не ИДЕЯ, которую он вкладывает в каждый свой трек, по итогу превращаясь сам в эту идею. Ничто из этого по отдельности. Вместе это всё творчество. И творчество, дорогой читатель, — это самый хуевый друг из всех, что можно себе представить. Оно не оставит однажды от тебя ничего, сдав тебя публике со всеми потрохами. Не получится говорить в непостижимых вещах и быть при этом ничтожеством. Это так не работает. Творчество не хранит секретов подолгу, как бы кому не хотелось. Невозможно, будучи девственником, написать своего «Дон Жуана» так, чтобы тебе ещё и поверил кто-нибудь. Ну кроме других девственников, конечно. А единственная правда в том, как ты делаешь свое дело. Можно говорить о совершенно низменных, даже убогих вещах, но при этом в каждых его словах и образах будет сквозить такая СИЛА, такая МОЩЬ, что содержимое отпадает за ненадобностью. Бывает так, что рэпер из колонок, призывающий курить дурь и шмалять мусоров меня убеждает в разы сильнее, чем очередной бубнила с его бесконечными попытками в монотонной возне открыть Америку в сотый раз. Поэтому меня до дрожи на мизинчиках ног раздражают рэперы, заявляющие в своих треках о своей первостепенности. О том, что они лучшие в рэпе, что за их плечами какие-то достижения, и регалии с медалями за заслуги перед районом валятся изо всех карманов. Я включаю их треки — и это стопроцентные фекалии. Открываю их фотографии, а они все как из инкубатора: на лице глубокомысленная татуха, из головы растут какашечные баварские колабски разного диаметра, на шее какая-нибудь цепочка, а на лицах бездумные гримасы. И даже под дулом пистолета я никогда не поверю, что хотя бы в одном их образе притаилась та самая МОЩЬ. Все, что удается таким ребятам, — публично обосраться, а потом отмазаться, что он стебется, а мы — стадо клоунов-дегенератов — просто не в состоянии выкупить его тонкую иронию. Вот так Фэйс стебется, например: не украл бит, а постебался; не трек хуево сведен, а постебался. Фараон отлично поугорал в своем раннем творчестве над BONES, устроив пародийное трибьют-шоу. А «Дико, например» — это вообще гениальная сатира по всем меркам: написать текст без единой сложной метафоры или даже панчлайна так, чтобы потом его пришлось миллионам людей декодить. Это же ахуенно! Трилл Пилл, Лизер, Флеш буквально заваливают рурэп анекдотами. И, пожалуй, король хохмы — Миша Маваши, простебавший всех зожников и физкультурников. А вы то думали, что написать такую хуйню — это легко? А попробуй посрать, когда не хочется. Что, не так уж и просто, да? Так что это не просто ирония — это уже пост-ирония. Это очень сложно. Хотя мне всегда казалось, что стебать и делать некачественный продукт на отъебись — это разные понятия.

Но всеми этими сарказмами и желчью я хочу сказать довольно простую вещь. Суть слов, произнесенных ртом в микрофон, не так важна, как умение человека этими словами воплощать свои идеи и образы. Помните, я рассказывал о бессмысленных картах, что висят у меня на стене. Они бессмысленны, да. Но они воплощены действительно сильно. Тот, кто это рисовал, полностью отдавался происходящему, погружаясь в этот мир, веря в его существование, а потому выводя каждую его деталь до должного уровня. И поэтому они мне нравятся. Однако если условный Полиграф Никанорыч нарисует такую же карту, только мочой и на снегу, вся эта форма потеряет ценность. И с музыкой так же. Содержимое — это всегда вкусовщина. Тебе нравятся песни про любовь, а твой друг не пидор, а твоему другу нравятся треки о тачках, бабках и цепях. Каждый дрочит как он хочет. А вот форма — она либо есть, либо её пытаются имитировать. В качестве примера возьми любого из тех, чьи имена мне пришли первыми в голову: SIDxRAM, JEEMBO & TVETH, КИДДИ, AQUALIQUID… не знаю, ЛСП что-нибудь из Tragic City. У них есть все, что может быть нужно музыканту: от умения делать и исполнять свою музыку, до способности сформировать свой стиль и свои образы. Но при этом вряд ли вы найдете в их треках поэзию Бродского или Пастернака, с завернутыми в три погибели метафорами.

Возможно, что не сейчас. Может быть через день, месяц, год или десятилетие. Но ты поймешь, о чем я тебе говорил тут. Что дело не во вкусах людей, а в том, что кто-то делает то, что ему нравится, а кто-то имитирует ради выгоды в виде бабла или известности как самая обыкновенная шлюха.