//Аффинаж — Интервью

Аффинаж — Интервью

Интервью — это такая штука, которая запросто может пойти не по плану и вместо ответов на вопросы может выйти диалог о великом. Ну или не очень великом.

Часть 1. Разговорная. О коммерческой музыке, массовом слушателе и «Блэк старе».
Действующие лица: Эм – солист Аффинажа
Сергей – басист Аффинажа
Вадим – человек, пытающийся взять интервью у Аффинажа

Вадим: У вас музыка, мягко говоря, некоммерческая…
Эм: А почему?
Вадим: …Черт. Ты меня выбил аж из колеи таким простым вопросом. Коммерческая музыка ориентирована же на потребности широкой аудитории…
Эм: А какие потребности у массового слушателя? Фэйс?
Вадим: Да ну не. Я бы даже Фэйса не назвал коммерческой музыкой.
Эм: А кто? Егор Крид?
Вадим: Вполне, кстати, хороший пример.
Эм: Ну а что под этим ты понимаешь? Максимально тупой текст? Чем он принципиально отличается от Фэйса?
Вадим: Смотри. Когда я говорю о коммерческой музыке, то подразумеваю в первую очередь звучание. Создавая треки для таких исполнителей, профессиональные люди по трафарету выводят, по сути, одно и то же…
Сергей: В Ростове «Быдлоцыкл» назвали коммерческой музыкой, потому что мы народ на концертах собираем. Типа: “Вы же зарабатываете на этом? Вы коммерческая музыка.” Так что, если подумать, тут критерии могут быть любыми.
Эм: Да, надо определиться сначала с этим понятием. Если слушать наш предпоследний релиз «Сделай море», то это, получается, коммерческий релиз. Он легко мог бы играть на любом радио, он хорошо спродюсирован, нет ненормативной лексики, хороший, как мне кажется, текст. Чем не коммерческая музыка?
Вадим: Хорошо, я переиначу немного. Ваше творчество не на массового слушателя, и тому есть простая причина. Процитирую Типси Типа и его крайний трек: «Мы не хотели знать правду. Это не модно и больно». Массовому слушателю неинтересна в принципе чья-то боль, чьи-то чувства, поскольку масса, которую легко можно заменить на «стадо», не способна к рефлексии и повинуется стадному инстинкту, симулируя изредка способность к острому восприятию жизни. Поэтому им и музыка нужна такая, которая не будет грузить их какой-то философией или размышлениями, ибо зачастую «не могу понять» тут ещё заменяется и на «не хочу понимать». И я не только о восприятии текста говорю. Кому нужны сложные партии, в которые вложены были эмоции и чувства, если достаточно прямой бочки с крайне простой въедающейся мелодией? Усредненная, прилизанная до примитива – это массовая коммерческая музыка в моем понимании.
Эм: Так, это понятно. А в чем вопрос был, я уже потерялся?
Вадим: Сам забыл уже. Но вы все равно отвечайте.
Эм: Хорошо. Как ты определил коммерческую музыку – это будто описание какой-то мебелировачной музыки, которая в торговых центрах играет. Я с этим определением тоже не согласен. Про нас не сказал бы, что мы ультрапопулярны. И если начнешь искать аналог, то не найдешь его точно. Но тем не менее, можно же сказать, что мы так или иначе пишем и играем для уже массовой аудитории.
Сергей: А я вот, кажется, понял мысль Вадима. Тут соль в подходе к написанию музыки. Когда ты делаешь трек по ТЗ, которое тебе составил какой-нибудь социолог или психолингвист, то делаешь изначально коммерческую музыку, которая 100% зайдет публике. Ну то есть по лекалам каким-то. Но музыка “от души” также может срезонировать и иногда даже сильнее. Просто секрет в том, чтобы не только эту самую душу вкладывать в творчество, но и стараться сделать так, чтобы это дошло до более широкой аудитории, все же делая какой-то упор ещё и на качество музыки.
Эм: Но ведь лекала откуда-то берут же, правильно? Поп-музыка складывалась не сразу и формировалась теми, кто был первопроходцами в этом. Люди сочиняли мелодии, и они просто выстреливали. Ну или не выстреливали. И вот уже на остаточных результатах эти лекала и складывались, будучи выжимкой из того, что когда-то было. Да тот же Линкин Парк возьми, которые не скрывали, что «Метеору» они писали, исходя из того, что именно первый альбом зашел аудитории. Делали из коммерческих соображений, если можно так сказать. И они не становятся от этого хуже, правильно же?
Вадим: Но мы можем тут с разных сторон к леденцу подходить. Можно говорить о Линкин Парке, которые пришли со своим творчеством, а за ними потом пришли бабки. А можем брать хоть Егора Крида, хоть Клаву Коку, которые изначально пришли за бабками. Их умыли, причесали, купили шмоток, написали песен и все. Вы звезды. Но сколько искренности в ЛП, а сколько у Клавы Коки в песнях?
Эм: Я мысль понял, но например вот взять Bring me the horizon, близких к ЛП. Солист – сын богатого папы. Их альбом крайний, благодаря которому они стали стадионной группой, сделан как раз по лекалам. Но от этого они не перестают быть хорошими.
Вадим: Богатый – не всегда синоним к бездарному.
Эм: Да не в таланте же дело. Они может и не сами даже пишут себе эту музыку. А в случае в с Клавой Кокой – это в любом случае парад безвкусицы, тут какие трафареты не применяй, все равно это кромешный ад. По счастливому стечению обстоятельств, мы на днях смотрели её инстаграм. Она там с такими страшными ошибками пишет, без знаков препинания – это ужас, но ведь искренне же. Честно. Как её можно в неискренности обвинить? Она же верит в это, понимаешь?
Сергей: Ей сказали: “Клава, ты теперь звезда!”, и она абсолютно искренне в этом образе существует. А если она поступит в техникум, то будет верить в то, что она прирожденный механик. У тебя, Вадим, есть какая-то потребность верить музыканту… Зачем тебе это?
Вадим: Ну так да! Я хочу не просто слушать, а слышать. Даже если там абсолютная тупость, я хочу чувствовать стиль. У меня есть потребность к тому, чтобы музыка, если не несет содержания, то хотя бы имела такую форму, чтобы первое отпадало за ненадобностью. Я вспоминаю любой трек с любого альбома The White Stripes и понимаю, что вот сел человек, и что у него на духу было, то он и сыграл.
Сергей: Так это явления разного порядка. Клава Кока и Джэк Уайт. Изначально чисто функциональный развлекательный продукт и музыка, искусство.

Часть 2. Развлекательная. Про тупое искусство, пост-панк, Егора Крида, Ларина и Версус-баттл.

— Хорошо. Музыка имеет право быть тупой. А искусство имеет право быть тупым?

Сергей: Конечно. Начнем с того, что споры о термине «искусство» — это дело вечное вообще. Мы можем брать авангардизм, супрематизм. Один подходит и говорит: это искусство. Второй отвечает: “Я такую мазню за 5 минут нарисую и сам”. И никто никого ещё не убедил. Это первое: где грань искусства? А второе: вечная истина о том, что художник никому ничего не должен. Это, конечно, очень удобно в качестве оправдания для разных бездарных мудаков, но так оно и есть. Художник никому не должен.
Эм: Я бы вот добавил, что вот например человек рождается, и он тупой… И он имеет полное право быть тупым, иначе у нас тут была бы Спарта. И некому было бы слушать альбом Элджея. Искусство, конечно, тоже имеет право быть тупым, но обидно, когда именно тупое искусство находит отклик у большого количества людей.
Сергей: При этом для меня тот же Элджей – это не искусство, а проект чисто такой, чтобы пару лет собирать солдауты по стране и в результате купить по квартире. Вот и все. Я вот при словах «тупое искусство» вспоминаю скорее какой-нибудь первый альбом Ramones или наивную живопись…

— Альбом Элджея слушали уже, да?
Эм:
Конечно. Я вообще слежу за всем говном. Потрясающий релиз. Он и Егор Крид – надежда русской музыки.

Сергей (указывая на холодильник, где за спиной Эма висит флаер Егора Крида): Ты видел, что у тебя за спиной вообще?
Эм:
Догадываюсь… Но оборачиваться не буду, чувствую, как сверлят взглядом. Я вообще за тур “Быдлоцыкла” столько раз его имя назвал, что Егор нам уже по идее денег должен за рекламу. Он, конечно, и так солдауты везде будет собирать, но мы свою лепту в этот успех тоже внесли.

— Я порылся у вас в пабликах и наткнулся на некоторые посты (сейчас почему-то найти их уже не могу) с тегом «пост-панк». Как вы вообще ко всей этой модной движухе в России относитесь?
Эм:
Ну это тебе Сергей ответит сейчас, он у нас эксперт. Я буквально пару слов скажу. Мне нравился проект «Прыгай, киска», существовавший до того, как появился «Пасош». А вот сейчас все эти Буераки, Плохо, Пасоши – мне это просто неинтересно. Хотя это намного лучше, чем Элджей или Пошлая Молли.

Сергей: В человеческом плане я дружу с группой «Ploho», они офигенные пацаны. Мой хороший друг директор «Буерака» Саша Черкасов, который меня многому вообще научил. Но в творческом плане соглашусь – мне неинтересно. Мне говорят иногда, мол, Буерак – великая группа. Я, думая, что что-то пропустил, включаю их «топовые» песни и ничего не могу дослушать до конца. Там ничего нового. Я не ханжа и готов простить дурацкие тексты группам… Ну почти всегда готов.
Эм: Ну это «почти» — оно у Сереги очень широкий диапазон имеет.
Сергей: Ну да-да… (смеется) Но в любом случае, даже если тексты простить, там и с музыкальной точки зрения ничего интересного, просто скучно. Я бы хотел сказать, что вот, ребята, мне нравится ваш альбом. Не кривя при этом душой. Но пока не могу. Правда, новую пластинку Ploho еще послушать не успел. Друзья очень хвалят. Просто для тех, кто слушал пост-панк чуть больше, чем «She lost control» или…
Эм: МОТОРАМА!!!!
Сергей (смеясь): Ну да, моторама… Я готов простить вторичность стиля, ибо пост-панк, особенно revival его так называемый – это музыка, построенная именно на атмосфере и стиле, тиражируемом с первоисточников, где чем лучше снято с оригинала, тем выше котируется. Но громко выстреливают обычно те группы, которые помимо стиля “как у нью ордер” могут предложить слушателю ещё и крутые песни. И я такой крутой песни у новой русской волны не знаю ни одной. Устраиваю себе ликбез такой иногда, что вот….. надо сесть послушать. Включаю трек, слушаю и уже на середине начинаю уже про себя нудить: «Когда уже песня кончится?».
Эм: А трек длится-то всего 2 минуты!
Сергей: Ну да. Не знаю, может быть я сноб, конечно? Но все же популярность таких групп – это не хорошо и не плохо, я это готов как факт принять спокойно. В отличии от популярности Фэйса и Элджея.
Эм и Вадим (хором): Это пиздец
Сергей: Это то слово. Да.

— Миша, а ты следишь за версусом и прочей подобной движухой?

Эм: Да, слежу конечно.

— На баттле Хованского и Ларина, последний на серьезных щщах вызывал МС БЫДЛОЦЫКЛА на версус. Как ты отреагировал на это?

Эм: А-ха-ха… Я ржал, конечно. Мы с Лариным давно знакомы. Ещё с тех времен, когда он с Архангельска вроде в Питер переехал. Мы приятели. Ну, конечно, я смеялся с этого. И с выступления его смеялся точно так же!

— Черт. Я как журналист надеялся, что сейчас скандал родится, и ты дашь какое-нибудь шокирующее заявление. А все так просто оказалось, эх. Но надежда на шокирующее заявление ещё теплится. Итак. Версус. Ты пошел бы в качестве МС БЫДЛОЦЫКЛА кого-нибудь побаттлить?

Эм: Конечно. Егор Крид. В любой момент. Егор, если ты это читаешь, я вызываю тебя на версус, понял? Серьезно, мне на подготовку даже времени не надо. У меня готов семинар, я его им сразу и забодаю, даже без рифм. Хотя я рифмовать и на ходу умею круто (смеется)

— Продемонстрируй

Эм: Ну будет так же все плохо, как в его треках. У кого что болит – тот и Крид.

— Это было потрясающе

Эм: Я его уберу в первом же раунде. Крид – мой желанный оппонент, на меньшее я не согласен.

— А баттлы – не деградация? А то ведь бытует мнение, что соревнование в матюгах – это так себе в плане интеллектуального уровня.

Эм: Нет, конечно. Я сам смотрю иногда, чтобы посмотреть, как ребята рифмуют, какие панчлайны делают. Вот есть такие типы…, например, Эрнесто Заткнитесь. Он и в баттлах крут и вне баттлов очень талантливый исполнитель, который шикарно работает с текстом. Баттлы Алфавита мне нравилось смотреть. Нет, дебилы там есть, конечно, но в основном это те, кто приходит чисто на этом распиариться, не представляя из себя ничего, по сути. Скучно становится, конечно, когда про мамок начинается эта тема. Слишком зауныло. Меня даже радует, когда таких дебилов какой-нибудь Вася Вакуленко находит и наказывает. Василий вообще молодец. Я в школе, например, мечтал быть огромным и опасным. Будь я таким шкафом 2х2 метра, я бы всех подряд искал. На баттле один другому бы про мать что-то сказал, а я его просто за эти слова в адрес другого человека нашел бы и покарал. Было бы волшебно.

— А почему именно Егор Крид? Почему не какой-нибудь Натан или Мот?

Эм: Ну Натан — это просто какое-то говно (смеется). А на Крида у меня есть обида. Снова рифма, кстати. Однажды я включил его трек «Будильник» … Люблю иногда какое-нибудь говно послушать. И вот он мне понравился, и я хотел добавить его, но тут вдруг строчки такие: «Открывай глаза, спящая красавица. Поцелуй меня, ведь мне это нравится». (Для документирования правильно указать, что Миша не произнес эти строки. А спел. Живите с этим). И, блять, я не могу добавить из-за этой строчки. Рука не поднимается. С тех времен я его ненавижу. И я не шучу.
Сергей: Ну ещё он красивее и моложе
Эм: Да, Сергей не упускает возможности напомнить мне, что я старый.


Ч.3. Серьезная. О религии, эмпатии, творческих образах и фитах.

— Начну немного издалека. В легендарном «Властелине колец» как таковой религии нет, но будто лучик света сквозь занавеску все равно чувствуется легкое веяние этой темы. В творчестве «Аффинажа» тоже прямо о подобном не говорится, но подобный сквознячок ощущается. Отсюда и вопрос: группа «Аффинаж» затрагивает религию как объект творчества?

Эм: У нас определенно есть религиозные мотивы. В том числе и новый альбом.
Сергей: Когда говоришь о группе «Аффинаж», религиозные коннотации сами собой приплетаются. Но мы никогда не рассматривали религию именно как объект творчества. Скорее, как призму, через которую можно показать что-то более глубокое. В том числе и путем сравнения и метафор. Просто потому, что ничто в этом мире не несет такой серьезный отпечаток для людей, который может в одно мгновение перевернуть всю жизнь или потрясти до глубины души. И когда человек слышит что-то в песне такое, что заставляет его пережить катарсис, скажем, то он невольно проецирует это на прожитый опыт. В том числе религиозный, потому что это так или иначе касалось каждого. Поэтому и чувствуется такая подоплёка, даже если о религии ни слова сказано не было. Все дело в глубине.
Эм: Когда человек смотрит в бездну видимого дна, он пытается представить себе что-то более глобальное, чем у нас тут имеется. Что-то незримое и недосягаемое. Поэтому речь не идет о пропаганде религии. Для нас это призма в первую очередь. Никаких инструкций, даже если мы говорим о себе. И мир, коль мы затронули Властелин Колец, который Аффинаж создает в своих песнях, прорабатывается нами очень детально, а альбомы – это истории, главы. Ещё впереди релиз будет — это полноценная повесть, иллюстрированная песнями. И вот тогда эта отсылка к ВК будет яснее.

— Когда Фэйс пишет что-то про «я ебал твою телку», содержание треков и реальность очень редко переплетаются и соответствуют друг другу. А ваши лирические герои и образы – насколько они соответствуют вам и вашей жизни?

Сергей: А представляешь, он этот трек писал как письмо соседу по даче?
Эм: Причем ещё и соседу-животноводу.
Сергей: Тогда его образ в единичном случае соответствует действительности же. (смеются)

Эм: Ну если говорить про Аффинаж, то с точки зрения эмоционально переживания это очень близко к нам. Чем мы живем, чем болеем. У нас музыкально получается говорить о переживаниях так, как многие люди это чувствуют, но не могут высказать.

— Это своего рода эмпатия?

Эм: В принципе да. Человеческие переживания в некотором смысле универсальны и многие подобные вещи мы все рано или поздно переживаем. Любовь, страдание, счастье.
Сергей: Понимаешь, если говорить о тех, кого мы затрагивали: Крид, Элджей, Фэйс и так далее. У всех них есть «таргет групп», на которую они работают. А у нас музыка для всех, получается. Наша аудитория не имеет границ, потому как проникнуться подобным может и подросток, и старик.
Эм: Этим мы и опровергаем то, о чем в интервью изначально шла речь. Историю с музыкой для массового слушателя. В нашем случае он настолько массовый, что его даже невозможно вычленять. В случае с какой-нибудь Пошлой Молли как это работает? Берешь паблик с аудиторией, нацеленной на определенный продукт, и впариваешь им продукт, который похож по содержанию. Это становится похожим на историю, когда тебе начинают рекламировать, мол, появился новый артист, который, как и Фэйс срал тебе на голову и ебал твою телку. ЮХУ! И он приглашает тебя на свой концерт! И целевая аудитория бежит с криками: «Ура, а то Фэйс надоел. Давай теперь ты мою семью трахать будешь». И все, солдаут. А у нас нереально сделать этот таргет, потому что это, по сути, для всех.

— Пожалуй, сейчас ты и помог мне сформулировать это понятие. Плохое понятие «массовой музыки». Она в первую очередь вычленяемая, рассчитанная на определенную аудиторию. Но я не совсем понимаю, к чему вы ведете.

Сергей: С определением теперь согласен, да. А по поводу мысли… Ну, смотри. Есть, например, два друга. Один бескомпромиссно фанатеет от Элджея и Фэйса, а у второго есть ещё и Аффинаж в плейлисте. И у нас был случай такой в Саратове, когда ко мне подошел парень лет 16-ти такого гоповатого вида и сказал: «Парни, это так охуенно. Я больше Элджея не слушаю, у меня глаза открылись». И он, так сказать, прошел фильтр на человечность. Услышал у нас в песнях что-то близкое человеку, которым он и является. А второй так и остался в своей зоне комфорта. И так получается, что наша аудитория может быть и среди фанатов Элджея даже, лишь бы человек сам хотел копнуть куда-то глубже в себя. Поэтому и наши образы – они из жизни, да, но не только из нашей. Из всех наших жизней, всех людей Земли.

— Ну и напоследок. Вопрос отстранённый, исключительно для интереса. У вас уже есть фиты с кучей интереснейший и талантливых исполнителей. Shortparis, 25/17, Бранимир. Есть какая-нибудь группа или исполнитель, с которыми вы мечтали бы записать фит? Мол, я бы с ***** обязательно фистанул.

Эм и Сергей: Что? Фистанул? А-ха-ха! Эй, привет, *****, мы хотим фистануть с тобой, ты не против?

— А-ха-ха -Черт. Это была оговорка по Фрейду, наверное, да? Ладно, я имел ввиду фит. Фитануть. Да.

Эм: Ну, насчет ***** кстати да. Как бы сказать, чтобы не проспойлерить, потому что ещё ничего не решено… Черт я уже проспойлерил.

— Решаемая проблема.

Эм: Вообще я бы очень хотел записать совместную работу с «4 позиции Бруно», но они очень закрытые ребята. Я даже писал им несколько раз, но так ничего толком и не вышло. Безумно талантливая группа, как мне кажется. Я бы был очень польщен, если бы у нас получилось сделать что-то вместе. Про 4 позиции Бруно я говорю только вот потому, что они действительно крайне закрытые и, всего скорее, это нереальная невоплотимая идея. А все остальные, с кем бы мы фитанули… Мы с ними фитанем однажды.


Фото: Катя Шиня

Эй, друже. Если ты не в курсе, у Аффинажа сейчас большой тур и они ждут тебя на концерте в твоем городе!

5 апреля: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
8 апреля: МОСКВА
13 апреля: ЧЕБОКСАРЫ
14 апреля: КАЗАНЬ
15 апреля: Нижний НОВГОРОД
17 апреля: КИРОВ
18 апреля: ИЖЕВСК
19 апреля: ПЕРМЬ
20 апреля: ЕКАТЕРИНБУРГ
21 апреля: ЧЕЛЯБИНСК
22 апреля: УФА
24 апреля: ТЮМЕНЬ
25 апреля: ОМСК
26 апреля: НОВОСИБИРСК
27 апреля: КЕМЕРОВО
28 апреля: ТОМСК
29 апреля: КРАСНОЯРСК